Спаситель Иисус Христос и святые

Цели Христианской жизни

В этой статье хочу поговорить о целях Христианской жизни, то есть о том, на что нас обязывает, по отношению к себе и окружающему миру, звание христианина. Смысл Христианской жизни есть воссоединение с Богом и спасение, цели Христианской жизни это то, что ведет нас к этому. Внутренняя святость и многие добрые дела по отношению к ближним ради Бога конечные цели Христианской жизни ведущие ко спасению человека в вечности. Они тесно соприкасаются и вместе составляют одно целое. Без добрых дел нет подлинной Христианской жизни и без внутренней святости нет подлинных добрых дел (то есть сделанных со смирением и преданностью Богу). И соответственно нельзя их разъединять. И можно сказать, что из первой цели – очищении самого себя возникает и вторая. Когда сердце человека наполняет любовь Божья и сострадание к другим людям, что возможно при правильной Христианской жизни, он будет что-то делать, чтобы изменить жизнь своих ближних к лучшему.

Невозможно делами преобразовывать к лучшему мир, когда не был преобразован в той или иной степени свой, внутренний духовный мир. Верно изречение, скорее всего возникшее из Священного Предания, что прежде чем менять мир, измени самого себя. Другое верное высказывание принадлежит известному русскому святому Серафиму Саровскому: спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи. Прежде чем говорить о злых поступках других людей и злом мире, необходимо увидеть зло внутри самого себя и научиться его побеждать. Как говорит Спаситель: Лицемер! Вынь прежде всего бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Мф.:7,5. И человек, совладавший со своими пороками, понимающий их причину и истоки, сможет помочь в этом и другим людям, помочь каждому стать лучше и приближать к Богу. Без этого внутреннего преображения и опыта невозможно человеку творить по-настоящему благие плоды , но есть риск подвергнуться многим падениям по причине активности внутреннего зла. Именно поэтому Христианское Священное Предание так заострило пристально внимание на глубоком повреждении человеческой природы и на самосовершенствовании человека путем отшельнической жизни, духовных подвигов в посте и молитве.

Также невозможно, постоянно отдаляясь от нужд человеческого мира и заостряя все свое внимание на посте, молитве, раскаянии как на самодостаточных средствах ко спасению, быть полноценным христианином. При такой уединенной жизни нарушается заповедь Спасителя: Так да светит свет ваш перед людьми, что они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Мф.:5,16. Перед этими строками Господь дал понять, что исполняемое добро христианином должно делаться не тайно от людей, но явно (за исключением особенных случаев, например тех, которые делались Спасителем в Евангелии): Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Мф.:5,14,15. Свет Божий в христианах привлекает неверующих людей (способных принять истину Божью) к Богу для их последующего спасения. Такова полноценная Христианская жизнь. Соответственно, все внутренние, духовные делания должны быть напрямую связаны с этой целью. Конечно, молитва и пост тоже могут быть для других людей, но все-таки без прямого взаимодействия с ними они не будут иметь должного результата. Не молиться только за ближних призывал Господь, но и ко многим добрым делам по отношению к ним. Сам Господь Иисус Христос показал идеальный пример служения людям в духе истины. Этому примеру следовали апостолы, святые отцы Христианской Церкви и другие верные христиане.

Отдельного рассмотрения заслуживает институт монашества, так как далеко не все монахи после аскетических подвигов служили людям, от чего возникают вопросы – являются ли такие монахи-отшельники подлинными христианами или нет.
Авторитетный святой отец Христианской Церкви, Иоанн Златоуст, прошедший монашеские подвиги, после чего служивший в духе истины в человеческом обществе, о приоритетах Христианской жизни пишет :

- Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только самому себе, но и многим другим;
- Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении;
- Чего не может сделать ни пост, ни лежание на земле, ни всенощные бдения, ни другое что-либо, то делает спасение брата;
- Если даже сам останешься чистым и непорочным, но не умножишь своего таланта и погибающего брата не обратишь ко спасению, то потерпишь одинаковую с евангельским рабом тем участь;
- Если кто хочет благоугодить Богу, то пусть печется об этих овцах, пусть ищет общей пользы, пусть заботится о своих братьях, нет никакого подвига драгоценнее этого перед Богом; [1]

В настоящее время, в раздробленной Христианской Церкви, существует два воззрения на цели жизни христианина. Условно я их буду называть крайностями, так как они значительно отходят от нормы Христианской жизни. Первая крайность распространена в православных Христианских Церквях. Ее корни уходят далеко в прошлое, вполне возможно, что в древнее монашество. Ее суть заключается в том, что основная цель Христианской жизни это раскаяние в совершенных грехах (с последующим уходом от них), благодаря чему наступает духовная чистота, следовательно, человек обретает спасение в вечности. Одним из выразителей такой крайности является русский Христианский подвижник 19-го века, член Русской Православной Церкви, Игнатий Брянчанинов. Привожу некоторые выдержки из его труда [2], подтверждающие мои выводы:

«Уверовать в Бога и во Евангелие могут все; деятельную веру стяжавают подвижники Христовы; живая вера есть дар Божий, достояние одних святых Божиих. Точно так и покаяние нам естественно. Это действие совести нашей. Оно состоит в сознании своих погрешностей и в сожалении о них. Как по естественному влечению и убеждению, когда захотим, мы доверяем друг другу: так и по естественному влечению и убеждению, когда захотим, расскаиваемся друг пред другом во взаимных погрешностях. Раскаяние, будучи удовлетворением естественному сердечному требованию, приносит сердцу успокоение и услаждение. Оно восстановляет между человеками нарушенные мир и порядок, разрешает недоумения, врачует души от вражды и памятозлобия. Но мы раскаиваемся друг пред другом только тогда, когда захотим это сделать; без произволения естественная способность покаяния пребывает бездейственная.
…..
Спасение ваше совершенно Богом; смерть ваша попрана и умерщвлена Богом, без всякого вашего участия, содействия, труда: произвольно отвергните смерть, принятую вами произвольно! Произвольно примите блаженную вечную жизнь, отвергнутую вами произвольно! Употребите для этого благовременно вложенное в вас свойство покаяния, свойство, вполне зависящее от вашего произволения! Ничего тяжкого и нового не возлагается на вас: способ примирения между собой употребите в способ примирения с Богом!
……
Нравственное христианское преуспеяние есть преуспеяние в покаянии, потому что преуспеяние в покаянии является от особенно тщательного исполнения евангельских заповедей
…..
Возлюбим покаяние – и получим спасение. Примем от руки Господа пожизненный дар покаяния – и получим в свое время вечный дар спасения. Всеблагий Бог покаяние дал в жизнь: Он даст истинно кающимся, примирившимся с Ним, усвоившимся Ему посредством покаяния, блаженство в вечности: яко Господь есть спасение. Ему слава во веки веков. Аминь.»

В своих выводах, как видно, автор суживает смысл покаяния до раскаяния, от чего можно сделать вывод, что главное условие для спасения человека в вечности это достижение некоторого совершенства в таком покаянии. Правда, не справедливо было бы сказать, что автор совершенно не говорит ничего о добрых делах по отношению к ближним. По его рассуждению исполнение заповедей Христа Господа углубляет в человеке покаяние:

«Евангелие приемлется верою; жизнь по евангельскому учению усиливает веру, - веру от слуха, теоретическую, мало-помалу обращает в веру деятельную, практическую. Подобное совершается и с покаянием от жительства по евангельским заповедям. Собственный свет падшего естества, как поврежденный грехом, слабо озаряет деятельность человека; при этом свете мы усматриваем немного наших погрешностей, видим одни, самые грубые и осязательные. Когда же деятельность наша озарится светом Христовых заповедей, тогда самовоззрение наше изменяется; мы начинаем усматривать в себе множество недостатков, которых прежде вовсе не примечали. В поразительном разнообразии является тогда пред мысленными очами наше повреждение грехом! Открывается нам и та греховность, которая составляет общее печальное достояние наше с прочими человеками, и та частная греховность, которая усвояется в собственность каждым человеком от его невнимательной, безрассудной жизни, предшествовавшей жизни, посвященной благочестию. С умножением побудительных причин к покаянию усиливается и усугубляется самое покаяние. » [3]

Из приведенного отрывка можно сделать вывод, что все добрые дела по отношению к ближнему, на которые нас обязывает Господь, совершаются для личного покаяния, так как именно совершение добрых дел обнажает в нас множество грехов и греховных страстей, об исцелении от которых нужно молить Господа. То есть, здесь, не играет существенного значения, что и сколько сделано ради других людей, главное другое – научиться благодаря заповедям видеть свои недостатки и очищать свою душу сокрушением и плачем о них. И вполне можно сделать вывод, что спастись можно и в затворе и отшельничестве ничего не делая ради других людей, кроме молитвы. (Отшельнические подвиги, которые тяжелы для человека, также обнажают слабые стороны человека, от чего приходит сокрушение и плач от своей греховности.) Об этом автор говорит прямо в главе, посвященной страшному Суду Христовому: «Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. » [4] . Не побоюсь сказать, эгоистическая установка (хотя конечно также предполагает самоотречение), так как допускается ничего не делать ради спасения других людей. Одно дело считать помощь ближним ради Бога в спасении, целью Христианской жизни, а совсем другое считать целью своей жизни научиться видеть в себе многие согрешения и каяться в них. Приведенные выше строки святого Иоанна Златоуста показывают, какое главенствующее место в жизни христианина должно занимать попечение о спасении ближних. В этом отношении Иоанн Златоуст является подражателем апостола Павла, речь о котором пойдет ниже. Указанное понимание смысла Христианской жизни Игнатием Брянчаниновым вносит противоречие в миссию Христианской Церкви, Которая существует для спасения как можно большего числа людей из мира для вечного Царствия Небесного. А если те, кто достиг чистоту духовную в затворе, не выходят в мир для обращения к Богу своих ближних, то разве будет освящаться мир светом Христовым? Разве не говорил Господь: Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Мф.:5,13? А апостол Павел произносил такие слова: Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. 1Кор.10, 31-33. Если мои выводы смущают вас уважаемый читатель, тогда прошу предоставить мне строки из трудов Игнатия Брянчанинова, где он спасение ставил в прямую зависимость от добрых дел по отношению к ближним так, как это делал святой Иоанн Златоуст.

Подводя итоги описанию первой крайности добавлю, что она определенно повлияла на утрату в человеческом обществе деятельной Христианской веры, Которая заключается в исполнении всех заповедей Христа Спасителя, главные из которых любовь к Богу и ближнему: Учитель! Как наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки Мф.:22,36,40. Именно любовь главнейшая заповедь, от которой происходят и дела милости. И раскаяние, и слезы и молитвы и бдения необходимы для приобретения любви Божьей в себе, от чего все силы и мысли человека должны быть направлены на спасение других людей ради Бога. Красноречиво о главенстве любви свидетельствует апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 1Кор.13,1-3. Раскаяние во многих грехах, несомненно, является главнейшей частью Христианской жизни, но только потому, что без него невозможно расти в любви с Божественной помощью и делать добрые дела не ради себя и славы своей, а ради Бога и ближних.

Вторая крайность возникла после раскола Римской Католической Христианской Церкви на Католицизм и протестантизм. Последняя Христианская Церковь в вероучении акцентировало центральное внимание на вере в Иисуса Христа Спасителя, которая гарантировала прощение всех грехов и спасение. В статье на православно-христианском сайте в разделе «Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма» о такой вере написано[5]:

«2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.» 

Чтобы более подробно показать сущность этой крайности обращусь к проповеди одного протестанта:

«Дорогая душа! Слово Божие – БИБЛИЯ говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» Иоанн.3,16. Иисус умер за ваши грехи и воскрес для вашего оправдания – Он пошел на Небо приготовить вам место и придет второй раз за Своими.
Покайтесь и веруйте в Евангелие. Марк.1,15. Теперь и сейчас войдите в Небесное Царство! Примите Христа личным Спасителем, Учителем и Господом всей жизни! Исповедуйте Его открыто – «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Римл.10,10.
«Тем, которые, приняли Его, верующим во имя Его, (Бог) дал власть быть чадами Божьими» Иоанн.1,12. Добро пожаловать в Божию семью! Аминь. » [6]

Такая простота понимания Христианской веры стала одной из причин достаточно широкого распространения Христианства, потому как широкий путь ко спасению (то есть тот путь, при котором не нужно прикладывать много самоотверженного труда ради Бога и людей) всегда легче принимается людьми, чем узкий, трудный путь, о котором прямо написано в Евангелие. Другой причиной такого распространения стало развитое миссионерство протестанских Церквей. Нельзя конечно сказать, что распространение такого упрощенного Христианства является только лишь негативным фактором. Протестантизм распространил имя Христово и Его Закон на широкую часть населения планеты, многие люди узнали о благой любви Божьей, об искуплении человечества богочеловеком Иисусом Христом. Протестанты за несколько сот лет сделали то, чего не сделала, например, Православная Церковь за тысячу лет своего существования. В настоящее время численность протестантов всех деноминаций составляет примерно 800 млн, когда как православных христиан 260-270 млн. человек. По численности протестантов превосходят лишь католические христиане, которых около 1.3. млрд. Стоит обратить внимания на огромную цифру, которая некоторым образом опровергает мой довод, что одной из причин распространения протестантизма является упрощение смысла Христианства. Ведь Католическая Церковь по пониманию смысла Христианства приближена к Православию, следовательно, в ее учении нет такого упрощения как у протестантских Церквей, но тем не менее католических христиан в мире значительно больше чем христиан из других конфессий. Причина такой разницы кроется, я так думаю, во-первых в развитом миссионерстве Католичества, во-вторых Католичество изначально распространяло Христианскую веру при помощи государства со всеми присущими ему методами (включая насильное распространение), в-третьих Католичество по-возрасту старше Протестантизма примерно на 500 лет. Если бы протестантизм по возрасту был таким же, то очень вероятно, что численность протестантов могла бы превосходить католических христиан. Впрочем этот вывод нужно обстоятельно доказывать и даже его ложность не опровергает того факта, что учение протестантских Церквей упрощает и деформирует Христианское вероучение в различных степенях – все зависит от конкретной деноминации.

Несмотря на определенные заслуги, протестантизм, все-таки, я считаю, принес больше плохих плодов, чем добрых. Он внес невероятную путаницу в понимание подлинного смысла Христианства, разделился на множество течений, где ответы на многие вопросы веры и жизни приобрели ложный характер. Например, многие протестанты берут на себя ответственность утверждать, не видя своих духовных болезней, что Дух Божий через них творит дела Свои. Игнорируя показательные примеры настоящих апостолов – их смирение и любовь, они считают, что имеют право называться новыми апостолами. Они называют себя христианами, но творят ложные чудеса и вводят своими делами многих людей в заблуждение. Упомянутые явления присущи течению харизматизма, когда верующие жаждут творить чудеса и говорить разными языками, как делали это апостолы, но не ради любви к Богу и ближним, а ради собственного самоутверждения и получения особой силы, что роднит их с оккультистами. Если уходить в историю, то можно упомянуть Кальвина, по имени которого названо одно из течений Протестантизма. Кальвинизм содержит в себе элемент, враждебный Христианству, суть которого сводится к тезису, что богатство человека есть признак избрания его Господом Богом. А ведь в Евангелии прямо сказано, что легче верблюду пройти через игольные уши, чем богатому попасть в рай. Подобных плохих плодов от деятельности протестантских Церквей достаточно. На нашем сайте, в разделе "Церковь Христова" мы будем рассматривать подробно самые распространенные деноминации протестантизма для доказательства сделанного мною утверждения.

Также мне здесь необходимо отметить, что говоря об отрицательных факторах в учении протестантских Христианских Церквей, я не затрагиваю посмертную участь верующих и тем более никого не определяю в ад. Лично считаю, что ищущий Бога человек в любой Христианской конфессии, ищущий искренне, всегда придет к определенному познанию истинного Бога, потому что Сам Господь будет вести человека на этом пути. Можно принадлежать течению харизматизма, но хотеть даров Божьих по состраданию к другим людям, можно быть кальвинистом и стремится к богатству, но раздавать его ради Бога людям , а не иметь для себя… Этим разумеется я не оправдываю губительные ошибки этих течений, а говорю лишь о великой любви Божьей, которая может держать человека в должном расположении сердца в опасных для духовного здравия Христианских конфессиях. Но указанный акт любви Божьей может сопровождаться для человека вразумляющими и большими страданиями, а также переходом в другую конфессию, чье учение больше соответствует подлинному пониманию слова Божьего.

Нарушенное некогда единство Христианской Церкви и целостность Ее вероучения есть следствие глубоких человеческих заблуждений и является трагедией современного общества. В этих условиях спасение многими верующими обретаются очень тяжело и существует для этого, гораздо больше преград, чем было в первое тысячелетие жизни Церкви, когда Церковь была едина. Но вселюбящий Господь, взыскивает избранных Своих и ведет их Своими путями, непостижимыми для нас ко спасению. Человек разрушает, но Бог созидает и исправляет человеческие ошибки, в той степени, в какой возможно сейчас - исходя из глубокой раздробленности Его Церкви и значительного повреждения смысла Христианского вероучения в различных конфессиях.

Я думаю, Господу угодно, чтобы все Церкви вновь объединились и привели свои учения к единому образцу, к тому образцу веры, который был в ранние годы жизни Церкви. Но это объединение сейчас невозможно, потому что люди не пойдут на многие жертвы, они не найдут в себе силы согласиться и смириться друг с другом, уступить друг другу.

Возвращаюсь к главной теме. Сложно конечно определить какая крайность нанесла урона Христианской вере больше - первая или вторая. Первая крайность подвигает человека отрекаться от нужд мира и замыкаться в себе, вторая крайность распространяет заблуждения о Христианской вере и при этом заявляется, что эта ложь и есть правильное понимание Христианства. Первая крайность суживает без того узкий Христианский путь своими установками о всегреховности человека и о том что наш мир образно говоря исправительная колония для преступников. Далеко не всякому человеку хочется считать себя бесправной и грешнейшей тварью и совершенно ничего не желать хорошего в этом мире, а все хорошее ожидать только за гробом. Вторая крайность расширяет узкий Евангельский путь в десятки раз. Ведь гораздо легче стремиться разбогатеть, чем отречься от всего имущества или по-крайней мере земное благополучие ставить на последние места. Первая крайность отпугивает многих желающих быть с Богом, вторая крайность наоборот способна привлечь в ряды христиан людей корыстолюбивых и сребролюбивых, обещая им, что Бог даст им все нужные земные блага. Что лучше из этих крайностей? Вопрос без однозначного ответа. 

Если исходить из спасения в вечности тех христиан, чьи образы мыслей соответствуют обоим крайностям, то я думаю, предпочтительней быть приверженцем первой крайности, так как через усиленное покаяние, строгий пост и долгие молитвы Господь может очистить человека и постепенно Своей силой изгладить из его ума заблуждения и направить на подлинный Христианский путь, но цена этого может быть очень высока. Ведь считая себя или по-крайней мере, зная, что каждый человек всегрешен, приверженец этой крайности, может с легкостью обвинить инакомыслящего ближнего в грехе ереси или самообольщения и быть к нему жестоким. Такой человек может вообще не жалеть ближнего, когда он сильно страдает, ведь страдания и наказания все попускаются человеку Господом исключительно для исправления. А если это решения Божьи направленные на благо человека, то зачем жалеть страдающего? Я не говорю здесь что такие доводы прямо следуют из первой крайности, а говорю лишь о большой вероятности что человек так будет думать, что нанесет ему вред. Также и похороны могут стать не трагедией жизни, а желаемым освобождением человека от многих мирских соблазнов и искушений. Тот же Игнатий Брянчанинов делает вывод (тот же труд как в [2]), что человек живет ровно столько, сколько ему необходимо на покаяние, а не потому что Богу угодно, чтобы человек жил на земле долгие года, несмотря на его готовность быть с Ним в вечности.

В заключение описания двух воззрений на цели Христианской жизни, сделаю некоторый итог. Описанные мной две крайности разнятся качественно между собой, но имеют нечто общее, а именно значительно ослабляют взаимосвязь между личностным преображением силой Христовой и добрыми делами ради Бога и ближних. Как я упоминал ранее, по Слову Божьему следует вывод, что спасение в вечности возможно, когда две цели связанны друг с другом. Образно говоря, внутренняя чистота и дела, являются двумя сторонами одной и той же медали, которую можно уподобить спасению. Если первая крайность все-таки может вести человека некоторым образом к духовному очищению и последующим делам, то вторая крайность создает значительные затруднения человека на этом пути, но обе крайности препятствуют к преобразованию человеческого мира силой Божьей. В первом случае делаются малые дела, во втором случае делаются многие дела, но имеющие в не редких случаях плохие последствия для человеческого общества. Разумеется, не только понимание целей Христианской жизни и следование ему, значительно ослабило Христианство, но еще было много других негативных факторов, которые происходили как в самой Церкви, так и вне Ее. Одну из главных причин я также затронул – это многочисленные расколы единой Церкви после главного события Великой Схизмы.

Теперь мне необходимо остановиться на той Христианской жизни, какая должна быть у каждого христианина, точнее удовлетворительным образом соответствовать ей. Наш идеал Иисус Христос, совершенный Бог и человек. Именно Он один показал идеальное служение Богу в духе истины, к которому стремились все верные ученики Его и к чему должны стремиться все мы, если называем себя христианами и наша жизнь свидетельствует о должной чистоте наших нравов. Чуждый греха, Иисус Христос, смирил Свое тело после сорокодневного строжайшего поста, и встал на путь Своего служения, все главные события которого, описаны в Евангелие. Как человек, Спаситель мог подвергаться различным искушениям от дьявола и от людей, но как совершенный Сын Божий, Он все преодолевал, не впадая ни в один малейший грех. Совершенная любовь ко всему человечеству Бога Сына, Иисуса Христа, была главнейшим мотивом Его служения. Вот как повествует Евангелие о любви Божьей, которая была явлена приходом в мир Сына Божьего:


Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Ин.:3,13-17.

Говоря о любви Бога Отца следует также иметь ввиду любовь Бога Сына, потому что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, составляют единое Божество. Иисус Христос, в Евангелии от Иоанна, в одном месте говорит некоторым Своим обвинителям, что Он и Его дела не отделимы от Бога Отца и Его воли (Ин.:10,24-38).

О Себе Иисус Христос говорит как о добром пастыре: Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Ин.:10,11. Добрый Пастырь Иисус Христос имеет наивысшую любовь к Своим ученикам, от чего идет на крестный подвиг: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.


Но и к Своим врагам Иисус Христос, по свидетельству Евангелия, имел любовь, милосердие и жалость. В Евангелие от Марка написано, что после разговора со своими врагами, Иисус Христос, скорбя духом Своим об ожесточении их, исцелил человека с сухой рукой: И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Мк.:3,5,6. Во время Своих крестных страданий Спаситель молил Бога Отца за распявших Его: И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. Лк.:23,33,34.


Перед самой Своей казнью Иисус Христос, заплакал об Иерусалиме, зная какие ужасные наказания постигнут этот город вместе с жителями, в своем большинстве не принявшие Его: И когда приблизился к городу, но смотря на него. Заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. Лк.:19,41-44


Все те, заповеди, которые были провозглашены в Нагорной проповеди Спасителем, были исполнены Им Самим в служении. Евангелие это обстоятельно показывает. Иисус Христос был подлинным Светом для мира, идеальным человеком, достойнейшим и недосягаемым примером для подражания. Иисус Христос наш Свет в жизни и Путь к прозрению. Любой человек, служивший Христу Господу не мог полностью уподобиться Ему в чистоте духа и подвигах веры и любви, но многие из учеников Его, как видевшие при жизни Самого Спасителя, так и жившие после Него, смогли в значительной степени уподобиться Ему. Такими людьми, конечно, были первоверховные апостолы Петр и Павел. Сложно сравнивать их по достоинству и заслугам, но деяния апостольские и послания, показывают что это были великие ученики Господа, имевшие крепкую веру в Него и такую же любовь. Если Иисус Христос был при жизни не только совершенным человеком, но и одновременно совершенным Богом, то апостолы были такими же людьми, как и все мы. У них были свои слабости и свои сильные стороны, но их преданность и жизнь по слову Христову, преобразила все их существо и возвеличила их имена перед всеми дальнейшими учениками. С неповторимым служением нашего Господа и самоотверженными трудами первоверховных апостолов тесно связана и наша вера и жизнь. И не только потому, что мы узнали Христа Господа, а еще потому что Новый Завет служит для нас главнейшим пособием для правильной Христианской жизни.

Новый Завет состоит из четырех Евангелий и посланий апостолов. Апостолу Петру приписываются два послания, а апостолу Павлу 14 посланий. Выделю некоторые строки из посланий великих апостолов, которые говорят, какими мы должны быть и что должны делать, чтобы осуществить свою земную Христианскую миссию. Начну с посланий апостола Петра:


1)Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. 1Пет.:1,13-16 В этих строках апостол Петр призывает учеников бодрствовать и уходить от зла, уповая на благодать Божью. Следовать примеру явленному Иисусом Христом и возрастать в совершенстве. Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. 1Пет.:1,22,23. Через послушание слову Божьему, с помощью благодати Божьей, ученик Христов должен очистить душу для обретения подлинной любви.

2) Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 1Пет.:2,1-5. Здесь апостол Петр призывает учеников своих удаляться от зла и любить Слово Божье - оно есть благо, ведущее ко спасению. Приступать к Господу, исполняя Его заповеди и от этого, объединяться друг с другом, образовывая дом духовный или храм, где вместе ученики будут являться священством святым, приносящие духовные жертвы Богу – молитвы и хвалы Богу, самоотвержение, дела любви и милости и другие Христианские подвиги. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. 1Пет.:2,9-10. Духовные жертвы Богу, священством святым также должны заключаться в прославлении совершенного Бога своими добрыми делами по отношению к другим людям.

3) Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословление. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли. 1Пет.:3,8-12. В этих строках апостол Петр также призывает своих учеников к чистоте жизни и любви к людям! Из приведенных строк великого святого, апостола Петра видно, что, во-первых мы должны быть смиренномудры и иметь благочестивую жизнь, а во-вторых возвещать другим людям любовь Божью и Его спасение.

Угодник Божий, сотворивший великие подвиги веры и любви, апостол Павел, пишет в своих посланиях о том же, но более детально.


1) Ради богоугодной жизни своих учеников, апостол Павел говорит им о своих подвигах ради спасения ближних, показывая этим пример подлинной Христианской жизни:

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. 1Кор.9,13 между 27 ;
 
- Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.1Кор.10, 32-33;
 
- Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.2Кор.2,3-4;
 
2) От лица всех настоящих христиан, во втором послании к коринфянам, великий апостол говорит о проделанных ими духовных и телесных подвигах, показывая этим пример должной Христианской жизни: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. 2Кор.6,3-10.
 
3) О служении Церкви и о должном отношении христиан друг к другу апостол говорит во всей 12 главе первого послания к коринфянам. Из этой главы приведу некоторые строки о необходимой заботе христиан друг о друге: Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; И неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему , страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены. 1Кор.:20-27.

4) В заключение цитирования нужных строк из посланий апостола Павла, приведу в пример некоторые главы из посланий великого апостола, где он дает некоторые советы для достижения Христианского совершенства. Также в них он говорит о должном отношении внутри Церкви, и в одном послании отмечает, что любовь есть вершина всех совершенств, к которой нужно стремиться. Главы: Послание к Филипийцам, глава 4, послание к колосянам, глава 3, первое послание к солунянам глава 5.

Процитированные строки из посланий апостола Павла дополняют сказанное апостолом Петром о настоящей Христианской жизни, целями которой являются достижение внутренней святости и многие добрые дела по отношению к ближним. Ярко показано, что Христианская жизнь не должна быть в одиночестве, не должна быть обращена только к самому себе, но должны распространяется на многих людей. Людей как в самой Церкви, так и вне Ее пределов. Невозможно быть христианином, не молясь за других и не помогая им. Невозможно быть христианином и равнодушно относиться к бедам других. Жизненный пример великого апостола показывает, что возможно всем нам, обычным и грешным людям, достигнуть с обильной помощи Божьей такую благочестивую жизнь, когда мы можем быть действительным светом для мира.

Достойнейший пример, служения Спасителя Иисуса Христа и по человеческим меркам совершенного служения апостолов, наглядно показывают наше Христианское предназначение. Дополнительные объяснения я думаю излишне после всего того, что я описал. Поэтому Новый Завет должен стать любимой книгой и руководством к действию для постепенного роста в Христианском совершенстве. Здесь скажу, что разумеется теми средствами к духовному совершенству, о которых нам говорит Священное Предание, также необходимо пользоваться, но они во-первых должны подходить духовному уровню каждого человека, а во-вторых согласоваться с установками Нового Завета. Исходя из этого мы можем вместе с Новым Заветом читать и назидательные труды некоторых святых отцов, особенно тех, кто нес Христианский подвиг в миру. Но конечно, как бы хорошо не писал какой-либо святой отец, по значимости его труды должны стоять ниже Новозаветной Библии. С монашеской и строгой аскетической литературой, нужно быть очень осторожным, я считаю, и принимать только то, что возможно сделать при жизни в миру. Господь от нас не требует строжайшего поста и бессонных ночей, но хочет, чтобы мы всеми доступными силами стремились исполнять заповеди Его, каяться в грехах и постепенно становится лучше. Невидимым образом Господь, видя готовое сердце человека, будет направлять к более большему труду над собой. Все постепенно и не сразу.

И только после заметных результатов – когда мы волю Божью ставим больше чем свою, когда смирение и терпение наше стало крепче и доброжелательность к людям и милость за их проступки возрасла, мы можем думать над добрыми делами по отношению к ближним. Сколько первоначальное очищение может длиться – один Господь знает и конечно все зависит от души самого человека, так сказать от уровня слабостей и добродетелей, но очевидно, что, не достигнув определенной нормы, той нормы, которая нам позволит не упасть в грехи гордыни и тщеславия, стремиться к служению опасно. Но если наше сердце пламенеет по служению, если оно преисполнено не горделивых желаний изменить мир к лучшему, мы должны молить Господа нашего Иисуса Христа приготовить нас к достойному служению, просить, чтобы Господь Сам наложил на нас нужные подвиги для духовного очищения. Это могут быть многочасовые молитвы и строгие посты, это могут другие телесные подвиги, но также это могут быть люди, которые окажутся рядом с нами для того, чтобы мы с ними приобретали смирение и терпение, с помощью них возрастали над собой. Так, кто-то из святых Отцов сказал, что если хочешь иметь больше смирения, Господь может послать те обстоятельства, которые нас будут смирять. У Господа на каждого из нас Свои планы, и наш долг через духовные делания, долгие размышления над своей жизнью и над жизнью окружающего мира, понять к чему призвал нас Господь и к чему мы должны стремиться.

Хотелось бы сказать напоследок еще про Ветхий Завет. В этой статье, я везде говорил про необходимость Нового Завета. Конечно, это я делал не к тому, чтобы принизить значение Ветхого Завета, потому как Новый Завет и Ветхий Завет есть слово Божье обращенное к человеку, с тем исключением что Ветхий Завет своими установлениями и событиями подготавливает человечество ко спасению, когда как в Новом Завете уже явлено спасение и в Нем раскрываются те тайны, которые в Ветхом Завете были закрыты. К тому же Ветхий Завет состоит из большого числа книг, одни из которых повествуют об истории Израильского народа, другие содержат назидательные пророческие послания. Поэтому для духовного совершенствования, в Ветхом Завете можно читать далеко не все, а только выборочно. А Новый Завет можно читать весь полностью, потому как в Нем есть все, как я сказал, для Христианского преображения и служения.

К тому же в Ветхом Завете, Божья любовь предстает нам порой очень строгой, что может принести смущение в нашу душу от непонимания, как вселюбящий Господь отдает такие, по нашим меркам, жестокие приказания отдельным лицам Своего народа, например Иисусу Навину. Именно поэтому, общее Церковное мнение гласит, что к изучению Ветхого Завета нужно подходить уже преображенным в некоторой степени Божьей благодатью, чтобы быть способным рассматривать Ветхий Завет через призму Нового Завета, чтобы, несмотря на жестокие по нашим меркам решения Божьи, воспринимать их как акты любви ко всему человечеству. Иными словами для детального чтения Ветхого Завета нужен некоторый опыт жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

В заключение этой статьи хочу сказать, что я прекрасно осознаю большую вероятность критических отзывов (соответственно при значительном увеличении посещаемости), особенно за критику мыслей многими уважаемого автора Игнатия Брянчанинова. На это скажу, что его выводы о Христианской жизни также опровергает официальный документ нашей Церкви «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем написано, что Христианская жизнь должна быть активной и христианин не должен брезговать миром и относиться к нему так, как относиться Господь. Привожу текст, с которым я абсолютно согласен:

I.3. Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:8–11). Дары многоразличной благодати Божией даются каждому отдельно, но для совместного служения народа Божия (в том числе и для служения миру). И это есть общее служение Церкви, совершаемое на основе не одного, а разных даров. Различие же даров создает и различие служений, но «служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:5–6).

Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир»(Ин.17:15, 18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

Источники:

  1. Изречения святого Иоанна Златоуста были взяты из книги "Сокровищница духовной мудрости. 
  2. Книга " Аскетическая проповедь" святителя Игнатия Брянчанинова.
  3. Там же.
  4. Там же.
  5. Христианский портал azbyka.ru
  6. Речь одного проповедника из сети интернет. 
Скачать лучшие шаблоны Joomla 3.4.