Спаситель Иисус Христос и святые

О Христианском самоунижении

В своих статьях и письмах другим людям, я неоднократно поднимал тему о Христианском самоунижении, неоднократно я не соглашался с утверждением, что для приобретения Христианского смирения обязательно осознавать себя худшим из всех  людей. Такая установка неоднократно встречается как в православных молитвах, так и в житиях святых и их трудах с первых веков жизни Христианства.

Пожалуй, самым ярким примером, отражающим такую установку, является покаянный канон Андрея Критского, прозванный великим как по числу тропарей, так и по глубине смысла. Привожу некоторые строки из него:

- Откуда начну оплакивать окаянной моей жизни деяния? Какое начало положу, Христе, нынешнему рыданию? Но, как милосердный, даруй мне прегрешений оставление.  Песнь 1.

- Достойно изгнан был из Едема Адам, как не сохранивший одну твою заповедь, о Спаситель; я же что должен буду претерпеть, отметая всегда Твои животворные слова. Песнь 1.

- Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред тобою; но как Бог, о Спаситель, помилуй создание Твое. /Тим.1:15/ Песнь 2

- Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, о Христос Спаситель, не презри меня.  Песнь 3

- В жизни нет ни греха, ни деяния, ни злобы, которыми не погрешил я, о Спаситель, умом и словом, и желанием согрешив, и намерением, и мыслию, и делом, как никто другой никогда.  Песнь 4. [1]

Сложно сейчас точно установить, когда такое отношение к себе впервые проникло в сознание множества христиан, но на основании некоторых источников можно сделать вывод, что оно было уже известно в 4 веке. До нашего времени дошли молитвы святых этого времени - Василия Великого и Макария Великого. Привожу в пример фрагмент молитвы Макария Великого: «Милостив будь ко мне, грешному и лишенному всякого доброго дела, восставь падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениях, и удали от меня все злые помыслы видимой сей жизни».  [2] В этой молитве святой Божий не говорит о себе, что он хуже всех, но тем не менее осознает полное отсутствие добрых дел и свою глубокую поврежденность.  Другим примером практики самоунижения, но уже 14-го века, может послужить византийское течение богословской мысли и практики – исихазма. О сути исихазма в одном источнике написано:

 Еще один пример влияния Исихазма на сферу практической политики Византии являет нам идея права, как она сформировалась там. Христианская добродетель, справедливо полагали они, сама идея обожения человека глубоко смиренна по сути своей. Без познания своих грехов нет обожения, поскольку  лишь сознание своей греховности и недостоинств приводит к смирению. Без смирения нет настоящего покаяния [33].

В свою очередь покаяние и смирение формирует специфическое христианское правосознание, где доминирует понятие «киносиса», смирения, которое есть «риза Божества». Оно предполагает принесение человеком в жертву Богу своей воли, самоограничение внешней свободы без внешнего принудительного побуждения во имя любви. Идея кеносиса становится основой для той идеи «правообязанности», которая вообще характерна для христианского сознания как альтернатива светско-либеральной «борьбе за право»[34]». [3]

Из приведенного отрывка можно сделать вывод, что в основе исихазма лежит идея того смирения, которое состоит из осознания своей греховности и не достоинстве. От чего достигается осознание прежде всего не прав перед человеческим обществом, а своих обязанностей.  Не зря автор привел в пример либеральную борьбу за право, хотя в Библии написано не только про обязанности человека, но и про его права по отношению к обществу (об этом в самом конце статьи). То, что по исихазму смирение должно достигаться через строгое самоунижение подтверждает молитвенная практика патриарха Каллиста, приверженца течения исихазма:

«Вот правило, даваемое безмолвником Игнатием и патриархом Каллистом. «По захождению солнца, - сказано там, - сядь на стульце в безмолвной  и не светлой келии собрав ум от обычного скитания вовне, входи путем вдыхания внутрь сердца, держа молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». С молитвой имей и память о смерти, суде и воздаянии и, считая себя более всех людей грешным, понудя себя прийти в умиление, плачь слезы…» [4]

На основе приведенных сведений, можно увидеть, что явление строгого самоунижения есть исторический факт, имеющее почти двухтысячелетнюю историю. Поэтому необходимо подробным образом разобраться с его сутью и выяснить, обязаны ли мы так всегда о себе думать, как думали о себе великие святые для приобретения подлинного смирения, или есть другие пути, которые также ведут к этому. От того, как мы будем к себе относиться и за кого считать, зависит напрямую наше приближение к Богу, наши успехи и наши падения.

Для всех Христианских конфессий первейшим авторитетом в области вероучительных вопросов пользуется Библия или Священное Писание. В православном и католическом Христианстве большой авторитет имеет также Священное Предание. Священное Предание содержит в себе наставления святых отцов в духовной жизни, их жизнеописания и подвиги ради Христа Спасителя, решения различных вопросов о вере и жизни. Явление строгого самоунижения, которое было мной описано, встречается в Священном Предании, от чего оно и стало историческим и его невозможно игнорировать и обойти стороной. Так как первейшим авторитетом для всех христиан является все-таки Библия, я буду исследовать именно Ее, чтобы разобрать этот сложный вопрос. К святоотеческим трудам я также обращусь, когда буду разбирать некоторые строки из Нового Завета. 

В Библии есть некоторые строки, обосновывающие такое отношения к себе, но в ней они не имеют такого ярко выраженного характера, как в указанных строках канона, и не опровергают достоинство человеческой личности низводя его до самого падшего состояния. Стоит также отметить, что  библейские строки, говорящие об самоунижении человека, выражают одно, но не единственное средство, помогающее человеку находиться в смиренном состоянии духа, без чего невозможно спасение. Постараюсь это доказать. 

А) Крещение Господа Иисуса Христа Иоанном Крестителем. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Мф.:3,11-13. В 11 строке великий праведник Божий, о Котором Иисус Христос говорил: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф.11,11), говорит о себе, что Он не достоин понести обувь Спасителя. Почему праведник Божий, всю жизнь не творивший грехов перед Богом, исполнившийся еще от чрева матери Духом Святым (Лк.1,15), живший в строгой аскезе,  питавшийся акридами и диким медом (Мф.3,4), так говорит о себе? Неужели он себя считал за грешника? Конечно, Иоанн Креститель, зная об  Иисусе Христе, что Он воплощенный Бог, по глубокому своему смирению мог видеть в себе ограниченность по сравнению с Самим Совершенством, но есть и другая причина, а именно свидетельство, что он не Христос, бесконечно Превосходящий любого человека. Часть предложения «Идущий за мной сильнее меня» из указанного выше фрагмента из Евангелия от Матфея доказывается этот факт. Также в Евангелии от Иоанна  о свидетельстве Иоанна Крестителя, что он не Христос читаем: И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Ин.:1,25-27. На основе написанного можно сделать вывод, что праведник Божий сказанными словами не принижал своего человеческого достоинства и не имел ввиду личную греховность, а скорее человеческое несовершенство по сравнению с Идеалом.

Б) Исцеление слуги сотника.  Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Мф.:8,5-10. В этом событии стоит обратить внимание на осознание сотником своего недостоинства перед Господом и его веру в то, что Господь в силах исцелить человека, которого нет рядом с Ним. Здесь осознание сотником своего недостоинства перед Богом невозможно связывать с недостоинством Иоанна Крестителя, так как сотник был явным грешником, что он и осознавал .  Авторитетный толкователь Библии А.П. Лопухин об этом пишет: Сотник был очевидно язычник. Это, по словам Цана, само понятно и составляет сущность рассказа. Думают даже, что Матфей намеренно поставил два рассказа рядом – об исцелении прокаженного и слуги язычника, которые оба были нечисты с обрядовой точки зрения. Сотник мог быть нечист даже и в том случае, если бы он был иудеем, потому что иудеи, если вступали в войска, состоящие из чужеземных солдат, то, по свидетельству Иосифа Флавия, считались, как мытари. Но он, вероятно, принадлежал к язычникам, которые склонялись к иудейству и принимали живое участие в богослужении синагоги. На развалины синагоги, построенной сотником в Капернауме, указывают и теперь. [5] Здесь стоит отметить, что язычество это не просто нечистота с обрядовой точки зрения, а язычество это унижение Самого Господа Бога, потому что то почтение, которое должны воздавать Ему, воздавали либо бездушным творениям человеческого ума, либо животным. Так повествуя о тяжелых падениях людей, апостол Павел говорит об их причинах : Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетлись в умствованиях своих своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец  их нечистоте, так что они осквернили сами свои тела. Они заменили истину Божью ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословлен во веки, аминь. Рим.;1,21-25. Поэтому нет ничего удивительного, что сотник, видя за собой такие грехи, сказал Господу, что он не достоин посещения своего дома. За это и за его веру во всемогущество Спасителя, сотник был возвышен Иисусом Христом: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел такой веры.»  

В) Исцеление дочери хананеянки. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его:  отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она подойдя, кланясь Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус  сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Мф.15: 22-28.  Этот пример подобен примеру с сотником. Женщина также была язычница, почему Господь сравнил ее с псом. И также женщина осознавала свои грехи перед Богом, согласившись с Его словами: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.  За такое самосознание и веру во всемогущество Спасителя,  женщина получила просимое и удостоилась похвалы от Него: Велика вера твоя. Напротив, в Израиле, люди знавшие истинного Бога и Его закон обличались Спасителем за самовозвышение и самоуверенность: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом. Лк.:16,14. Поэтому, драгоценно перед Богом осознание своей греховности, придающая человеку смирение. Без такого отношения к себе, Господь не услышит человека в его молениях и просьбах.

Стоит еще здесь сказать, что эти два примера ярко показывают, как люди не знавшие Бога прежде, совершали глубокое покаяние при встрече с Сыном Божьим. Подобных примеров в истории Христианской было множество, когда грешники, при определенных обстоятельствах чувствовав, присутствие Божье очень близко,  изменяли резко свою жизнь в пользу света Божьего.

 Г) Самовозвышение учителей Израильских. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;  все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди:расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! Учитель! Мф.:23,1-7.   Господь Иисус Христос здесь говорит о болезни духа человеческого, значительно распространенной в израильском обществе.  Эта болезнь стала причиной непонимания вождей Израильского народа подлинного смысла Моисеева Закона, жизнь по которому должна давать не самооправдание человека, а видение личного глубокого повреждения. О назначении закона неоднократно говорил апостол Павел, например:  но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Рим.:3,19,20. Недаром Спаситель начиная нагорную проповедь сказал: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф.:5,3. Именно нищету духа – осознание своей духовной бедности должен был давать закон израильтянам при его исполнении, а не оправдание его делами. Вожди израильские по-своему усмотрению решили, что исполнение закона дает праведность, следовательно, вера в Иисуса Христа, дающая подлинную праведность не нужна. Исходя из того факта, что человек находится в глубоком повреждении и может быть праведен только делами веры в Иисуса Христа, Господь говорит о том отношении к себе, которое будет приближать человека к Нему: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, вы же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Мф.:23,8-12. Эта установка отражает человеческую немощь, а не унижает его достоинство как образа и подобия Божьего.

Д) Служение друг другу. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Мф.:20,25-28. Эти слова были сказаны Господом, когда два ученика хотели сидеть рядом с Ним в Царстве Небесном – один по правую сторону, а другой по левую. Такие желания учеников явились следствием гордости, которая толкает каждого человека думать о себе больше, чем о других. Недаром евангелист Матфей после описания разговора Спасителя с двумя учениками о крещении и чаше упоминает, что остальные ученики вознегодовали на двух братьев. Мф.:20,24. Смысл указанных строк пересекается со смыслом выше процитированных строк, но содержит дополнение. Самоунижение ученика Христова должно состоять не только в скромном мнении о себе, но и в больших делах по отношению к другим людям, когда он будет подобен слуге.

Е) Притча о мытаре и фарисее. Эта притча содержит тот же смысл, что и слова Спасителя в пунктах Г и Д и была рассказана Им самоуверенным ученикам, которые унижали других людей: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: Лк.:18,9. Действующими лицами этой притчи, был фарисей, исполнявший дела закона и думающий о себе как праведнике, и мытарь, много согрешивший перед Богом. Опять здесь надо обратить внимание на духовное состояние мытаря. Мытари, в древнем Израиле, были сборщиками податей, вроде современных коллекторов и соответственно не мало наживались на такой должности. За это их ненавидели и сторонились. Разумеется, некоторые мытари, чувствовали свой грех. Таким был мытарь из притчи. Осознавая свой тяжелый грех против Бога и людей, войдя в Храм Божий встал в на молитву и не смел поднять глаза на небо. Напротив, фарисей, видевший свои заслуги перед Богом и людьми, горделиво произносил свою молитву:  Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Лк.:18,11,12.  В этой притче опять мы видим, как человек сам себя сделал праведником исходя из внешних дел по закону, и от такого состояния осудил мытаря. Закончив эту притчу, Господь сказал слова, которые говорил в других местах: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Лк.:18,14.  Из этих слов Божьих следует вывод, что к себе надо относится скромно и не думать о себе как о праведнике. Лучше осознать себя хуже, чем есть, в допустимых пределах, чем думать о себе больше положенного, что может ввести в гордость. Поэтому и апостол Павел говорил своим ученикам: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Флп.:2,4. Задача человека в своей Христианской жизни искать славу не от себя самого и других людей, а от Бога: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищите? Ин.:5,40 между 47. Эти строки также говорят, что лицемерна та вера в Бога, когда с ее помощью люди ищут себе славу от людей, а не от Бога.

Данные слова Господа были сказаны ученикам здесь не для того, чтобы они унижали свое человеческое достоинство, а для того чтобы не возвышали себя перед другими людьми. Кто же себя из них возвысит перед другими людьми, как это делали книжники и фарисеи, унижен будет Господом. Унижение себя и видение своих недостатков служит сильным средством по борьбе с гордостью, которая отдаляет от Бога: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Но опять-таки самоунижение должно исходить из реальных грехов, когда на сердце тяжесть. Нет никакой пользы от самоунижения словесного, когда на сердце нет такого чувства. Поэтому очень важно произносить те слова унижающие слова, которые могут прочувствоваться сердцем. Иначе это будет самообманом и ложным раскаянием, от чего не происходит очищение человека Божьей благодатью.

Ж) Слова апостола о себе как о первом грешнике. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. 1Тим.:1,15. Эти слова апостола Павла является самым весомым доказательством в пользу того факта, что христианин должен себя считать хуже всех людей по примеру великого святого Божьего. Так в процитированных строках «Великого канона» напротив  строк, что «согрешил я более всех людей», стоит отсылка к этому высказыванию апостола Павла. Но так ли однозначно можно истолковать смысл эти строк или возможно другое толкование? На этот важнейший вопрос я постараюсь здесь ответить.

Прежде чем определять смысл какой-либо строки Библии, нужно прочитать строки, что было до этой строки, а что после. Вот фрагмент  послания, который может показать, почему апостол сказал эти строки и что он имел в виду: Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. 1Тим.1,12-17.

Из этого фрагмента можно сделать вывод, что, во-первых говоря эти строки, апостол сокрушался о сделанных грехах , когда участвовал в гонениях против Церкви Божьей. В другом послании апостол также сокрушается от прежней жизни и называет себя извергом: потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. 1Кор.15,7-8. Из чего следует, что апостол Павел, будучи служителем Божьим, всегда смирялся перед Богом, вспоминая свое прошлое,  и восхвалял Его любовь и долготерпение. Во-вторых, после упомянутых строк апостол говорит: Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.  Из этих строк становится понятно, что апостол вероятнее всего восхвалял долготерпение Божье, показывая, что Господь принимает любого покаявшегося грешника, какие бы грехи он не делал. А то что среди учеников апостол Павел был первым с таким прошлым подтверждает апостольские деяния и послания. Поэтому вполне уместно сочетание «из которых я первый» применять не ко всем людям, а конкретно к Христианской общине. В других посланиях апостол никогда не говорит о себе как самым грешным из людей, а по смирению себя называет в одном месте наименьшим среди апостолов:  Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 1Кор.15,9. Но опять же, даже если трактовать строки так, что действительно, апостол здесь себя считает хуже всех людей, стоит обратить внимание на необычайно высокий духовный уровень апостола, а ведь он напрямую связан с глубиной смирения, от чего он мог от сердца сказать такие слова. Соответственно, многое из того, что говорил апостол, мы сказать про себя не сможем ввиду совершенно другого, гораздо низшего, духовного уровня.  И я считаю лучше себя ни с кем не сравнивать, идти своим путем к Богу, иметь свое осознание грехов и свою глубину покаяния и постепенно становится лучше с помощью Божьей, следуя в той или иной степени закону Божьему. Если искренны мы с Богом и с самим собой в этом пути, то Господь нам даст все необходимое, чтобы мы не сбивались с этого пути. Для более глубокого понимания этих важных строк приведу толкование святого Феофана Затворника, который приводит иные толкования:

Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз.

Апостол не говорит буквою: если хочешь спастися, веруй; а только указывает самое надежное средство ко спасению. Желающий спасения уже сам собою устремится к нему. Верно слово и всякаго приятия достойно — слово о спасении грешников в Господе Иисусе Христе. Сам Он свидетельствовал: изыдох от Отца и приидох в мир (Ин. 16, 28). Чего ради? Не праведников взыскать, но грешников на покаяние спасительное (см.: Мф. 9, 13). Пошла проповедь: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15), и потекли на глас сей все сокрушенные сердцем и смиренные. Потекли, и спасаются. Возвещаемое словом Евангелия спасение исполняется в них делом. Ни одного истинно уверовавшего и искренно взыскавшего не обманула надежда. Все спасаются. И всякий, кто бы ни восхотел приступить к Господу, спасен будет. Удостоверяю в том собственным моим примером. Я первый из грешников и спасен. Какому же еще грешнику после меня возможно не быть спасену? Почему и удостоверяю, что слово о сем верно и всякаго приятия достойно. Верно,—«то есть не ложно и истинно» (блаженный Феодорит). Всякаго приятия достойно — достойно приятия открытым сердцем, без малейшей тени сомнения и колебания. «Поелику казалось невероятным, чтобы человек, несмотря на то, что он всю предшествовавшую жизнь провел (не принеся никакой) пользы и тщетно истратил ее на злые дела, мог потом спастись чрез одну веру: поэтому он и говорит: верно слово. — И в доказательство сего приводит себя самого: меня, хульника и гонителя, помиловал Бог, и не только помиловал, но и соделал верующим. Он не только не стыдится, называя себя грешником, но еще особенно радуется о сем; так как чрез это он лучше всего мог показать великое чудо попечения Божия (о грешниках)» (святой Златоуст).

Апостол называет себя первым из грешников. Это по чувству сокрушения и раскаяния, что прежде хулил Господа и гнал Церковь Его. Хоть и было здесь некое извинение в неведении; но сердце сокрушенное не любит выставлять смягчающие вину обстоятельства, а прибегает к одной милости, безответно считая себя виновным, и, получив помилование, все его в целости относит к милости, как к единому источнику. Уже в этом Апостол являет настоящий образец для всех кающихся; но еще более в том, что он так говорит о себе и так себя чувствует, после стольких трудов во славу Божию и после стольких милостей к нему Божиих. Не перестает болеть сердце, если сознает себя оскорбившим возлюбленного, хотя он оскорбляем был прежде возлюбления. Блаженный Феодорит пишет, что «Апостол, называя себя первым из всех грешников, простирается за самый предел смирения».

Но другие иное некое предлагают при сем рассуждение. Святой Златоуст говорит: «как Апостол, сказав в другом месте, что он по правде законней непорочен (ср.: Флп. 3, 6), здесь говорит, что он грешник и первый из грешников? Это потому, что в сравнении с тою праведностию, которой причастниками соделал нас Бог (во Христе Иисусе) и которой поистине нужно искать, грешны даже те, которые были праведны в законе: вcи бо согрешиша и лишены суть славы Божия (Рим. 3, 23). Поэтому он не просто сказал: по правде, но: по правде законней. Ибо подобно тому, как человек, который приобрел много денег, хотя сам по себе и кажется богатым, однако когда сравнит свои стяжания с сокровищами царскими, то увидит себя весьма бедным и первым бедняком: так и здесь, сравнивая одну (законную) праведность с другою (благодатною), святой Павел показывает ничтожество (первой). И не только сие говорит, но еще признает грешниками тех, которые стяжали первого рода (праведность)». Ту же мысль выражает и блаженный Феофилакт, с некоторым особым оттенком. «Святой Павел ставит себя в ряду грешников, потому что пред правдою, яже о Христе, правда, яже по закону, ныне грех есть, так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдою, подобно как в ночи и луна, и свеча свет есть. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует, кто пользуется свечою (подзаконной правды), когда воссияло солнце (правды Христовой)».  [6]

 

Говоря про самоунижение великого святого Божьего нужно добавить, что помимо самоунижения, апостол неоднократно говорил о своих заслугах перед Богом и людьми, например в этих строках:

Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: 2Кор.11,5.

Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; 

три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; 2Кор.11,25

много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 

в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 

Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

Второе послание апостола Павла. Глава 11. Строки 23-30. 

Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами. 2Кор.12, 13

Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; Флп.1,8

Вообще про подвиги апостола Павла и его самосознание можно написать немаленький труд, но я думаю приведенных строк достаточно, чтобы показать, что апостол Павел имел настоящее смирение, скромность пред другими людьми, несмотря на свои великие заслуги перед Богом и людьми.  И в то же самое время относился к себе достойно, без вредного самоунижения и в некоторых случаях во время проповеди заявлял о своих правах и требовал справедливости.

Помимо затронутых мной мест из Писания, есть и другие, показывающие как нужно к себе относиться, чтобы жить с Богом. Приведу в пример еще некоторые фрагменты из Нового Завета, которые дополняют сказанное:

Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. Лк.:17,7-10. Этими словами Господь дает понять, что даже когда учеником Христовым исполняются все заповеди Божьи, это не дает право человеку высоко думать о себе. Во-первых, потому что соблюдение заповедей есть необходимое условие для наследования вечной жизни, а если человек создан для жизни по свидетельству Писания, а не для смерти, то спасение человека это не его заслуга, а обязанность. Иначе можно понимать так, что нам спастись повелел Господь! И можем ли мы превозноситься тем, что мы должны делать по повелению Божьему? Никак. Во-вторых, соблюдение заповедей нам дается только с помощью благодати Божьей, а не своими усилиями, потому что мы нищи духом. Об этом свидетельствует апостол Павел:  Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 1Кор.15,10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.  1 Кор.3, 9-10. Этот вывод подтверждают строки из Евангелия от Иоанна: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгораютИн.:15,4-6.  Поэтому, любое доброе дело, какое бы мы не делали, совершается с помощью Божьей а не нами самостоятельно. И разумеется это не повод для гордости и самомнения.

Приведя столько свидетельств из Писания, я твердо убежден, что совершенно не обязательно каждому человеку считать себя хуже других людей и соглашаться с православно-христианскими молитвами, когда они говорят нам о крайнем самобичевании. Да, вероятнее всего, так считали о себе некоторые святые отцы, но это их индивидуальный путь, исходящий из их жизни и самосознания и далеко не всем подойдут установления из их духовного опыта. Они шли так, мы иначе, но все мы с Богом, потому что не отходим и следуем тому, что написано в Слове Божьем. Если сердцем человек ищет Господа, то неужели Господь не поможет человеку иметь правильное самосознание? Конечно поможет, потому что Он наш Небесный Отец, всеблагой Отец, и хочет всем нам спасения, радостной и чистой жизни с Ним. Его слово -  наш главный путеводитель к Нему, а не отдельные выводы святых отцов. Я думаю святые отцы, видя то, как многим людям навязывают такое отношение к себе и не хотели, чтобы это было, потому что очень часто такие установки ведут не к Богу, а от Него. Примеров из жизни хватает.  Лишь те могут повторить их опыт, у кого духовный уровень и жизненный опыт схож.  Говоря эти строки, я не оправдываю лично свое духовное повреждение и подход христиан-протестантов ( да не в обиду им сказано ), которые по моему мнению так мало говорят о глубокой поврежденности человека, которая при малейшем ослаблении Христианской жизни дает о себе знать. Знание о правильном покаянии и правильном самоунижении не меньше знаний о любви Божьей, а все это необходимые знания в духовной жизни.

Всегда надо помнить о своих реальных грехах, о своих лукавых духовных движениях и всегда знать, что мечтание о себе, даже в маленьких делах, не говоря уже мыслях о личной праведности, могут постепенно отводить от Бога. Всегда надо помнить, что человек удобосклоняем ко греху, наша гордость настолько крепко сидит в нас, что в любой момент может выйти наружу и толкнуть на действительно ужасные вещи. Чтобы этого не было нужно прибегать к молитве Господу, чтобы Господь помог преодолеть злые движения души. Для правильного пути с Богом необходимо найти золотую середину между самоунижением и уважением к себе, исходя из наших реальных грехов и добродетелей. Мы не жалкие твари, которые не имеют никаких прав, но мы можем стать в один момент стать такими, когда сердце так и скажет: Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред тобою; но как Бог, о Спаситель, помилуй создание Твое. И это надо всегда помнить и беречься этого. А чтобы это памятование не уходило, нужно от чистого сердца и постоянно следовать предписаниям Господа нашего Иисуса Христа, а также читать те духовные наставления святых отцов, которые мы можем применить в своей жизни. Это конечно тема отдельного раздела. Здесь я написал некоторые положения, которые с Божьей помощью помогут людям идти правильным Христианским путем.

Заканчивая этот труд хочу также остановиться на возможной причине большого распространения данной установки в среде русского православного Христианства. Так, упомянутый канон является основным в Великий Пост, и многие священники русского православного Христианства настоятельно рекомендуют читать этот канон перед принятием святых Божьих Таинств. Также перед святым Таинством Причастия читают молитву, куда включаются строки апостола Павла «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Все эти явления наталкивают на вывод, что мы обязательно  долны считать себя хуже всех людей, даже самых грешных. Я даже склонен думать, что к настоящему времени в русской православной Христианской Церкви сложилась традиция иметь такое мнение о себе. Если это так, то я рискую быть обвиненным в ереси и то что я занимаюсь антиправославной агитацией. Правомерность таких обвинений  я рассмотрю в отельном разделе, когда буду говорить об о сути и целях антимодернизма (именно модернистом, я могу называться, так как обхожу сторонной православную традицию самобичевания и также выступаю за сближение со христианами из других конфессий для делания общих дел во славу Божью, что может рассматриваться экуменическим элементом). Позже, здесь опубликую ссылку. Теперь приступаю к рассмотрению возможной причине. Опубликовать строку из пророчеств Исайи.

Не было наверно времени, когда Церковь была бы полностью независима от государства и его политики даже тогда, когда находилась в гонениях при римских императорах. Из деяний апостолов мы узнаем, что сам апостол Павел открыто говорил о своем римском гражданстве для проповеди и также открыто говорил о своих правах. О том, что христиане должны были подчиняться светским властям, говорил также апостол Петр. Всегда апостолы призывали своих учеников, несмотря на беззаконие властей, терпеть, молиться и не оказывать сопротивления, так как само сопротивление противоречило заповедям любви Христа Спасителя.

Видя многие беззакония в окружающем мире, верные ученики Христовы всегда пытались привести к Богу как можно больше людей, не нарушая законов и установленных порядков за исключением тех случаев, когда делу проповеди мешали государственные власти (ярким примером этого служит освобождение апостола Петра из темницы Ангелом). Взаимоотношения светских властей и Церкви значительно усложнились, когда Христианство было узаконено Константином Великим. Перед Церковью встали серьезнейшие искушения властью и деньгами. Само государство после этого события стало активно вмешиваться в Церковные споры, тем самым нанося ей этим  не редко вред. Вспомнить нашумевшие арианские споры, которые были устранены после долгих лет. Государственная власть практически всегда хотела доминировать в обществе, не подчиняясь никому, даже Церкви. Поэтому во взаимоотношениях с Церковью государство в большинстве случаев искало свои выгоды, например, сделать людей покорными, послушными, не способными на какое-либо противодействие и критику. Для этого строго самоукорительная установка служила хорошим инструментом для достижения такой цели. Но я конечно не говорю, что создавалась она именно для этого, но имею ввиду то, что ее использовали светские власти в озвученной цели, разумеется при помощи некоторых из иерархов.

Собственно у Церкви всегда было мало выбора или подчиняться светским властям, или быть вновь гонимой, принимая огромные потери. Если западная католическая Церковь в лице папы Римского некоторое время активно сопротивлялась против властей и хотела сама  иметь власть, как духовную, так светскую (споры о инвестатуре во времена крестовых походов), то на Руси исторически сложилось подчинение Церкви государству. Государство обещало многие привилегии Церкви в обмен на активное сотрудничество для укрепления власти и стабильности обстановки в обществе, несмотря ни на какие произволы властей.  Разумеется мой вывод не однозначен, потому что распространено мнение о том, что Церковь во времена Рюриковичей Сама не редко владела положением в стране и была независима от решения властей. Но это мнение также не просто доказать, потому что на стороне государства всегда была военная машина. Но кто бы не был виноват, власти явно злоупотребляли народным терпением, что и стало причиной коренного перелома строя – русской революции. Есть не мало источников, которые говорят что некоторые из священства того времени относились к простому человеку как ко скоту, а не как к образу Божьему, который обязан не только другим людям, но и имеющий некоторые права, которые попирались. В Ветхом Завете об ответственности перед Богом за нарушение прав человека говорит пророк Исайя, чьи слова не были отменены Иисусом Христом: Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своей и ограбить сирот. Ис.:10,1-2. Установка крайнего самоунижения, я считаю, помогала священству навязывать народу, что он недостоин ничего хорошего, следовательно, должен терпеть любые произволы властей, а кто не соглашался терпеть того наказывать. Показателен в этом отношении пример недавно канонизированного святого Максима Грека. В своих трудах он не редко обличал жизнь русского Христианства, отмечал наличия обилия преступлений, которых не должно быть в Христианской стране. Также он участвовал в споре с русским святым Нилом Сорским против стяжателей – лиц из священства, которые были за владение каким-либо имуществом в пользу Церкви и земли. Из-за сопротивления властям Максим Грек был достаточно строго наказан. Умер в монастыре, в заточении. 

  Известный современный священник Петр Мещеринов в одной из статей сказал: «Традиционно в России личность категорически не уважают. Это общее, фундаментальное, и, боюсь, неискоренимое до конца времён основание всей нашей жизни проникает и в Церковь, и, увы, составляет одну из основ нынешней духовнической идеологии и практики.» [7] Это явление мы видим и сейчас, когда священноначалие в своем большинстве равнодушно к народу и не делает по отношению к нему необходимых добрых дел. Очень часто священство не позволяет вмешиваться в общественные и церковные дела простым христианам, часто говоря о недостоинстве человека и его убогости и покаянный канон , обязательный для всех, здесь играет свою роль. Он как и другие схожие молитвы, формирует из человека не борца за добро силой добра, а самобичующего и пассивного человека, поэтому и нет добрых дел от него во славу Господню, потому как, я считаю, он думает что их не достойно сделает. Если святые говорили, что они очень грешны, то что говорить нам, простым людям?  Что можем сделать доброго мы, если с нами все очень и очень плохо? Ничего. Поэтому нам только и остается все терпеть и не вмешиваться в общественные дела и считать себя самыми грешными и недостойными как ничего хорошего в своей жизни, так и делать что-либо хорошее за пределами своей семьи. А когда мы будем все терпеть и сносить, некоторые будут этим пользоваться, губя многие души….  

Но это ведь не по-Христиански, видеть, как многие мучаются и не имеют от нас никакой значительной помощи. Господь требует от нас не только молитвы, но и дел по отношению к другим людям. Да, пусть мы грешны, пусть мы уязвимы, но с нами Господь, Который поможет нам в благих начинаниях и поможет сделать достойно Его дела, только бы мы хотели делать дела от чистого сердца, ради других людей, а не ради самоутверждения.  Не силой зла мы должны бороться с окружающим злом, но силой любви Божьей, не как самобичущие рабы, а как рабы Божьи, потому что имеем великое звание – нести свет Божий и просвещать им мир.

P.S. Проблемам современного русского православного Христианства я посвящу отдельный раздел. Это важнейшая тема, которую надо рассмотреть, и она определенно связанна с поднятой здесь темой. Если кто из моих читателей не согласен со мной в последних выводах, тогда я скажу в таком случае, что жизнь в современном мире, развращенном мире, где разврат ходит полным ходом, где количество разводов превышает количество браков, где в конце концов происходят многочисленные аборты – эти ужаснейшие грехи нашего народа, служит наглядным свидетельством что Христианство, православное Христианство не выполняет своей Миссии в необходимой мере в современном обществе и это есть трагедия для всей нашей страны. Если мы христиане не будем преображать мир, то кто еще сможет это сделать? Ведь наше призвание именно в этом. Поэтому только возрождение русского Христианства изменит ту плачевную жизнь, в которой мы все живем. Не ради себя мы должны это делать, а ради Бога и людей.  

Это пока все, что я хотел сказать. Да прибудет со всеми нами благодать Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Использованные источники

1) Покаянный канон Андрея Критского. Православный молитвослов;

2) Молитва святого Макария Великого. Вечерние молитвы. Православный молитвослов;

3) Исихазм как политическое явление А. Величко . http://www.pravoslavnye.ru/analitika/2019/06/27/isihazm_kak_politicheskoe_yavlenie/  ;

4) Религиозно-философские основы истории. Л. Тихомиров. http://knigosite.org/library/read/52977 ;

5) Толковая Библия А. Лопухина ;

6) Толкования на 1 Тим. 1:15. http://bible.optina.ru/new:1tim:01:15 ;

7) П. Мещеринов. Жизнь православного христианина в современном мире (на примере митрополита Антония Сурожского). https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/zhizn-pravoslavnogo-hristianina-v-sovremennom-mire-na-primere-mitropolita-antonija-surozhskogo/ ;

 

Скачать лучшие шаблоны Joomla 3.4.