Спаситель Иисус Христос и святые

Некоторые пояснения на труднопонимаемые строки из Ветхого Завета

Это письмо по большому счету не содержит моих личных выводов, а состоит из выводов других людей, как обычных пользователей Ютуба, так и богослова Лопухина А.П.

Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост. (Второзаконие 23:19)

и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. (Второзаконие 28:12)

Начну со второго текста: никогда не брать в долг, уметь жить по средствам  - это благословение! Человек, повинующийся Господу, не будет нуждаться никогда, но сам будет способен помогать нуждающимся. Этот текст понять не трудно.

Что касается повеления не давать в рост брату своему, а чужеземцу давать в рост - это заповедь, которая не столько предписывает давать в рост чужому человеку, сколько защищает ближнего от нищеты. Следует заметить, что рост или проценты по займам - это справедливое требование: обычно деньги, не вложенные в дело, обесцениваются, потому они должны быть возвращены с некоторым ростом для того, чтобы их цена сохранилась. Вероятно, человек без экономического образования может не согласиться с этим утверждением, потому я приведу следующее утверждение: если бы имеющий свободные деньги вложил их в какое-либо дело, то скорее всего он имел бы определенную прибыль. Но дав эти деньги взаймы нуждающемуся, он недополучил ту самую прибыль. А вот занявший деньги может быть занял их именно для того, чтобы вложить их в дело и получить в последствии прибыль. В таком случае он тем более должен поделиться прибылью с тем, чьи деньги он для этого использовал. То есть, я хочу отметить, что рост или проценты от займов - это нормальное явление. Но позволяя ростовщичество, Господь заботится о бедных из Своего народа. Позвольте напомнить о целом ряде законов, которые предписывали конкретную заботу о бедных: это и часть второй десятины, которая обязательно отделялась для бедных, сирот и вдов (Втор 26:12), это и повеление оставлять часть урожая на поле и в саду (Лев 19:9,10), это и постановление о субботних и юбилейных годах (Лев 25:1-28), это и прямое повеление заботиться о бедных, в том числе и из пришельцев, и не давать им денег в рост (Лев 25:35-37), это и повеление о рабах из своего народа (Лев 25:39-55).
Мы видим, что Господь не запрещает честный заработок, но ожидает, что Его дети будут милостивы к своим соплеменникам: "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал 6:9,10)."  В общем все логично.
"И будут сыновья иноземцев строить стены твои, а цари их служить тебе"." А народы, которые не покорятся, будут вовсе истреблены". Это строки из пророчеств Исаии, поэтому они носят не прямой смысл, а переносный. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе.
С 10-14 ст. — третий отдел пророчественской поэмы, содержащий в себе подробное развитие мысли о славе и чести восстановленного Сиона.
Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари — их служить тебе... Слова эти исполнились и буквально, в отношении к историческому Израилю, когда персидские цари — Кир и Артаксеркс Лонгиман оказывали послепленным иудеям деятельную помощь по постройке второго храма и восстановлению стен Иерусалима (Езд 3:7 [1]; Неем 2:5-8). Но согласнее с общим характером данной главы, нужно видеть здесь указание на роль языческих народов в создании новозаветной церкви, в особенности, на выдающиеся заслуги их правителей, каковы, напр., равноапостольные Константин и Елена. Последняя, как известно, в особенности прославилась своими заботами о сохранении и восстановлении священных памятников Палестины и Иерусалима (Обретение Животворящего Креста Господня, основание храма Гроба Господня и пр.).
Ибо в гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе (10 ст.). Черты исторического и духовного Израиля здесь рассматриваются без строгого их разграничения, и нередко одни заменяются другими, как прообраз и его исполнение, что встречалось нам у пророка Исаии уже и раньше (54:7-8).
Источник: из трудов А.П. Лопухина
И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их.
И будут всегда отверсты врата твои и не будут затворяться ни днем ни ночью... С одной стороны, это, как видно из дальнейшего, указывает на постоянный рост новозаветной церкви и широкий приток в нее новых членов и их богатств; с другой — говорит о полной свободе доступа в новозаветную церковь для всякого, искренно к тому стремящегося, доступа, не стесняемого никакими внешними преградами, существовавшими в церкви ветхозаветной (56:4-7).
Что касается пророка Исайи, то большая часть его пророчеств именно о Христе и Новозаветной Церкви, так что тут утилитарное прямое понимание часто просто неуместно. И в любом случае там всегда есть два уровня понимания, на то оно и пророчество. С Второзаконием, да - это закон для иудеев, но тут надо понимать, что закон был дан для людей, о жестокосердии которых свидетельствовал Сам Христос, и был дан именно исходя из уровня их нравственности, с соответствующими снисхождениями к их немощи, и более того - из уровня нравственности окружавших их языческих народов. Собственно, я об этом уже упоминала: закон был дан для того, чтобы охранить иудеев от таких контактов с соседними язычниками, которые несли реальную угрозу потери истинной веры (в случае с ростовщичеством, видимо - от экономической зависимости от язычников). Смысл Закона был - довести народ до Христа, сохранившим веру в Бога. Поэтому во Второзаконии (30)и говорится:
15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
16 Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;
17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,
18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан.

Комментарий одного человека по поводу нападок на христианство:
«Вообще зря на них внимания не обращают. "Язычники" и маркиониты - довольно новое явление. ("Язычники" в кавычках - потому что традиции у них нет, выдумывают на ходу какие-то сказки и выдают их за "древнее знание").
Они возникли, с одной стороны, на волне подъема русского национального сознания, с другой - на почве "пролетарской" безродности, привитой за годы коммунизма. Ненависть к Христианству у них просто зашкаливает - "жидовская религия, жиды с ее помощью покорили нас, великих славян". О 1000-летней истории Православной Руси и слышать не хотят, для них это "потерянное время", или же сочиняют на эту тему свои мифы.»

Исходя из  вышесказанного, тот кто приводит эти строки против христианства, не знает смысла Ветхого Завета, а трактует как хочется.

Скачать лучшие шаблоны Joomla 3.4.